В Ямало-ненецком округе известно 20 видов кровососущих комаров, 17 из них относятся к роду комаров-кусак (Аэдес). На фоне сравнительно мелких комаров Аэдес настоящими гигантами выглядят представители рода Кулизета, которых легко отличить по темным пятнышкам на крыльях .. а после ряда теплых лет в городах на юге Ямала появился северный домовой комар-пискун - Кулекс-пипиенс, докучающий горожанам во всем мире.
Мошки - еще один многочисленный враг человека, истязатель домашних и диких животных, царствующий на огромных территориях тайги и южной тундры. Внешний вид мошки знаком каждому - этакая малая, "сутулая", коренастая мушка длиной 3-6 мм, очень подвижная. На территории ЯНАО обитает 28 видов мошек, которые внешне отличаются друг от друга величиной, окраской и рядом мелких анатомических подробностей.
Из книги "Природа Ямало-Ненецкого автономного округа" (Екатеринбург: 2006, авторы раздела: В.К. Рябинцев, Н.В.Николаева)
Возвращение на Пайер - 2010
Дневник водно-пешего похода Харп - вездеход - Левая Пайера - г. Пайер - Левая Пайера - Танью - Лагорта-Ю - волок - Большая Лагорта - Лагорта -Кокпела - Погурей - Кокпела - Войкар - Вершина-Войкар - моторка - Мужи - ракета - Салехард
Еще один замечательный поход перешел из планов в историю. И хотя планы в этот раз удалось на 100% воплотить в реальность, все равно грустно, что все это в прошлом. Чтобы еще раз пережить эти прекрасные моменты пишу этот отчет. Достаю пропахшую дымом и рыбой, промоченную и подгоревшую, растрепанную тетрадь с раскладкой и отчетом, отвлекаюсь на разглядывание засушенного комара, потом вновь читаю раскладку с первого до последнего дня, и приступаю.
Общие сведения о походе
Участники
Наименование плавательного средства |
Команда плавательного средства |
Адмирал Козлов | Михаил (Адмирал), Марина (Диетолог) Валера (Костровой) |
Колючий голландец | Алексей (Вице-адмирал, рыбак и
отв. за стоянки) Ира (Старпом), Сергей Сергеевич (Летописец) |
Технические данные
Сроки: 23 июля - 16 августа
Заброска: 3 дня
Выброска: 3 дня
Сплавных дней: 9 (из них 3 полудневки и 1 день проводки)
Бечева вверх: 2 дня
Обнос: 1 день
Волок: 1 день
Дневки: 2 дня
Восхождение на Пайер: 3 дня
Длина водного маршрута: около 220 км
Кол-во участников:
6, из них женщин - 2
Средства сплава: 2 четырехместные "Щуки"
Дневник похода
Решение о маршруте, как обычно, было принято примерно за месяц до похода. Изначально планировали более сложный вариант с волоком с Кокпелы на Сыню, но посчитав дни, и посмотрев на продолжительность сплава по Сыне, решили отказаться.
На этот раз мы подошли с большей серьезностью к получению пропусков для посещения погранзоны. За две недели до похода я сделал всем заявки на пропуска, послал их по факсу девушке в ФСБ в Курган (тел. 8 (3522) 476113), и волшебным образом они не только сделали пропуска, но мы успели их получить по почте. То есть сами пропуска были сделаны за неделю (вместо требуемого по закону месяца), и наша почта их доставила за неделю. И все совершенно бесплатно. Вот такие бывают чудеса.
Карт в этот раз было огромное количество, потому что к
подготовленным в этом году картам добавились старые карты с похода двухлетней
давности. При этом в карты смотрели много, потому что более-менее
нормальные гарминовские в GPS карты я залить не успел,
а "дороги России" были далеко, как и населенные пункты. А реки соотвествовали реальности весьма
приблизительно. Поэтому картами пользовались чаще, чем "лунным камнем".
Вместо
"Скребущего голландца", который немного прохудился, был приобретена
его модернизированная реинкарнация - "Колючий голландец". Количество байдарок было сокращено до двух. В каждой 4-х местной "Щуке" было теперь по два мужских весла, что позволяло совсем по другому проходить сложные места.
23 июля. Отправка
Вновь Ярославский вокзал. В этот раз отправление сопровождалось экстремально жаркой погодой. В день отправления было 36oC. Мозги плавились. Как обычно, были и забавные моменты. Когда мы поехали за Адмиралом, встретили его всего в мыле на улице Власова с двумя вентиляторами в руках и без Марины. Как выяснилось, вентиляторы предназначались не нам, а остающейся на даче семье Адмирили, а Марина одела на левую ногу кроссовок дочери, и только выйдя из дома обнаружила это. Отправив Адмирала к нам, она побежала назад, и потерялась. Телефон, в связи с экономией веса, был оставлен дома, поэтому связаться с Мариной не представлялось возможным. Мы поездили вокруг микрорайона, и о чудо, Марина нашлась. В итоге успешно доехали до вокзала, пробок не было. Даже успели взвесить багаж.
24 июля. В поезде
Ехали как обычно. Из-за жары взяли мало еды, и оказалось, что покупать ее практически негде. До Котласов успели изрядно проголадаться, обедали дошираками.. В общем, было весьма диетично, что нехарактерно для поезда. Тем не менее, все были бодры и довольны, Диетолог экспедиции счастлива, жара спала, в поезде работал кондиционер, все было прекрасно, Урал приближался.
25 июля. Харп, вездеход
В этот день тоже ели мало, и были бодры и легки. В Сейде к нам присоединился Володя из Луганска, знакомый нам с прошлого похода на Пятиречье. Он не смог поехать с своей командой, и договорился, что мы подбросим его до своих, которые должны были быть где-то на Соби в районе впадения Хараматалоу. Поход начинался хорошо, прямо у вагона на перроне Харпа стояла заленая телега, в которую загрузили весь багаж, и довезли до буханки. Погрузка в буханку, заезд в магазин и погрузка на вездеход заняли не более 1,5 часов. Кстати, магазин в Харпе очень хороший, там даже был рис для суши, китайская лапша, очень хороший и вкусный хлеб, водка. Хотя овощи и зелень лучше покупать в Котласе. На этот раз сервис оказался на загляденье. Нас привезли к вездеходу, который уже был готов к отправке, и стоял на дороге. Мы быстро загрузились и поехали в 18 часов (20 по-местному). До этого нам не доводилось ездить на МТЛБ, разница с ГАЗ-71 разительная. Достаточно сказать, что его масса почти в 3 раза больше (10 тонн против 3,5).
На перроне Харпа, рядом с зеленой тележкой |
Володя (все свое ношу с собой) |
МТЛБ - это зверь |
Погода была сравнительно теплой: +15oС. Однако освежал приличный северный ветер. Ехать сверху на вездеходе - отдельное развлечение. Сначала очень хорошо, обдувает, комаров нет, все видно, но потом становится как-то прохладно, ветер пронизывает. При этом нельзя ни на секунду отпустить руки, вздремнуть, потому что трясет прилично. Но, конечно, наверху гораздо приятнее, чем в кузове вездехода. Никто не захотел лезть в кузов.
Алексей даже ухитрился поспать на полу, правда больше никому этого сделать не удалось. Марина спасалась от ветра под полиэтиленом, Адмиральский амстердамский дождевик сразу же разорвало на куски еще до того, как он успел его одеть. На небольших остановках Марина с Ирой бегали, чтобы согреться, потом все танцевали, даже Володя. В 24 часа Володя нас покинул на Двуречье, и некоторое время мы наблюдали его с видавшим виды оранжевым абалаковским рюкзаком за плечами. Найдет ли он своих? Ведь связи со своей командой у него не было. Сам Володя на эту тему сильно не переживал, поскольку и один не собирался пропадать.
В три часа ночи мы подъехали к базе геологов на стрелке у впадения Пай-Ты-Виса в Левую Пайеру. Ехали через Пятиречье, короткую дорогу напрямик от Бурхойлы не нашли. Вездеходка терялась. Ехали очень быстро, все весело подпрыгивали на сиденьях, но никто не выпал, хотя многие получили сильные ушибы.
Пальцы подмерзли, но Алексей не унывает |
Перекур |
За прибытие |
Расположились в наиболее благоустроенном вагончике, растопили печку, и улеглись спасть на нарах и на полу. Второй вагончик не закрывался и не имел никакой мебели внутри, поэтому мало подходил для приюта. Конечно, суровый мужской быт вагончика не так, чтобы был очень комфортным, смущали безобразные изображения продажных женщин на стенах. Зато не надо было ставить палатки, да и сильный северный ветер не располагал к этому. Так что с вагончиком нам повезло: немного покемарили, а некоторые даже похрапели.
26 июля. От вагончика к базовому лагерю
Начали вставать около 10 часов. Нельзя сказать, что выспались, но по сравнению с прошлым разом я точно чувствовал себя лучше (в прошлый раз мы с Адмиралом не спали совсем и пошли на Пайер сильно нетрезвые). Ветер почти стих, стал просто сильным, порывами до 8-10 м/с. Температура без ветра +14oС, на ветре +12,4oС. Был отличный солнечный день. Позавтракали, собрались и уже в 14:45 вышли из лагеря. Вещи в основном оставили в вагончике, на всякий случай неподалеку припрятали НЗ - 3 банки тушенки, 2 спиннинга. Потом выяснилось, что мы допустили большое количество проколов:
1. Не взяли никакого алкоголя (хотя в чем-то это оказалось полезным);
2. В НЗ тоже не положили спирта;
3. Хлеб взяли только добавочный (1 батон), из раскладки хлеб не взяли;
4. Мише не взяли сидушку, Марине - сапоги;
5. За ужином выяснилось, что продуктов взяли на 2 дня, а не на 3, как планировали, 3-й день оставили в лагере;
6. Газа тоже взяли только один баллон;
7. Не взяли ни одного баллона гардекса, и не все взяли накомарники.
Шли в стандартном неэкстремальном режиме с 15-минутными перекурами, любуясь окружающими видами. Мы с Адмиралом вспоминали былое, как мы шатались тут три дня почти без сна и пищи. Внизу шли по правому берегу Левой Пайеры (то есть слева), ближе к ригелю перешли на левый берег. Прошлое место стоянки, где мы ночевали с Адмиралом 2 года назад, оказалось мокроватым, да и места для двух палаток там не было. Разбили лагерь в красивейшем месте на озере под ригелем. Стоянка удивительная: небольшое ровное плато, покрытое мхом, как раз для двух палаток над чистейшим озером, где плавали айсберги голубого цвета. Таких мест для стоянок мы больше не встречали. Спать легли в 1-30, сразу же пошел небольшой дождик.
Перед выходом у вагончика |
Чудесный день на Левой Пайере! |
На отдыхе все бодры и веселы |
27 июля. Восхождение на Пайер
Дежурными были Алексей и Валера. Подъем Алексей объявил в 8 утра, но встали к завтраку - к 10 часам. Моросил слабый дождик, на глазах горы заволакивало туманом. Успели полюбоваться водопадом с ригеля и другим более близким водопадом прямо напротив лагеря, с другой стороны озера, который мы называли Анхель. Вышли из лагеря в 12:00 в абсолютный туман. Женщины отойдя 50 м от лагеря, дальше скакать по скользким камушкам отказались - остались в лагере. По дороге Валера с Алексеем покатались на айсберге. Надежды на успешное восхождение никакой не было. Во-первых, туман стал сплошным. Во-вторых, Адмирал, как обычно, призывал к соблюдению графика и сразу после выхода уже начал торопиться назад. Подошли к ригелю, и, о чудо, оказались между облаками. Одно оказалось внизу, а другое - вверху. Таким образом, ригель был открыт. Недолго думая пошли вверх вдоль второго снежника справа (то есть, слева орографически). Без рюкзаков шлось легко, достаточно быстро зашли на ригель. Там у Валеры окончательно разболелась нога, и он остался ждать нас на ригеле, надеясь, что мы скоро вернемся. Конечно, там было на что посмотреть, водопад, красивейшее озеро, из которого он вытекает.
Тихое утро в лагере |
Катание на айсберге |
Водопад около лагеря |
"Пошли на ригель" |
На подъеме на ригель жарко |
Пайер на фоне верхнего озера |
Поскольку видимости не было, мы решили взять хотя бы Западно-Пайерский перевал, и пошли по снежнику слева от верхнего озера. В этот момент случилось чудо, подул ветер, и Пайер частично открылся, позволив нам прикинуть пути подъема. Надо сказать, что мы не нашли ни одного внятного описания подъема на Пайер с этой стороны. Единственное описание в литературе - это подъем по пресловутым "кулуарам юго-западного склона". Учитывая, что хребет, ведущий с Западно-Пайерского перевала на вершину находится точно на юго-западе, толку от такого описания мало. Поэтому у нас не было четкого представления, как же лезть на Пайер, и когда он открылся, мы долго разглядывали все кулуары. Оптимизма они никакого не внушали. Хребет, ведущий к вершине с Западно-Пайерского перевала, выглядел гораздо более обнадеживающим, но наверху, на границе облака четко были видны несколько отвесных жандармов подряд. То, что проглядывало через облако, сильно настораживало. Надо было принимать решение, и мы решили лезть прямо по хребту, и наверху попытаться обойти жандармы справа. В принципе, это удалось, хотя и совсем не так, как мы планировали. Достаточно быстро и без проблем прогулочным шагом дошли до Западно-Пайерского перевала и в 15-00 начали штурм вершины. Подъем по хребту оказался достаточно легким - уклон был небольшим, потом стал покруче. Некоторые участки приходилось лезть по-скалолазному, но в целом особой опасности не было. Там, где внизу были отвесные обрывы, конец которых не был виден, там мы шли по твердой основной породе. А под сыпухами и крутыми участками были уступы, которые остановили бы нас в случае падения. Надо сказать, что более легкий путь проходит по снежнику справа от хребта, но чтобы идти по нему вверх желательно иметь кошки. На самом верху снежник становится крутоват. Достаточно посмотреть, как весело набирают ход камни, пущенные вниз по снежнику. В итоге мы залезли почти на самый верх в основном по хребту, иногда обходя жандармы справа по краю снежника.
Пайер почти открыт, путь наверх |
А горы все выше, а горы все круче |
А горы уходят под самые тучи |
Ближе к вершине туман сгустился. В одном месте под самой вершиной мы легкомысленно прошли 3-х метровый участок по узкому карнизу над страшной пропастью в сторону Европы (низ был не виден, но судя по тому, сколько летели камни в свободном полете, там было высоко). Но обошлось. Спустилось плотное облако, из-за которого видимость не превышала 30 м. Зато как красиво открывались отвесные черные скалы перед взором восходителей. Дополнительный антураж добавлял лед в виде сосулек, висевший на скалах, который при порывах ветра со звоном улетал в пропасть. Мы так увлеклись процессом подъема, что выход на плато стал неожиданностью. Предыдущая группа отметила место выхода на хребет, который вел к плато, розовой ленточкой, обвязанной вокруг стоящего камня. Это было очень кстати, если не иметь GPS, то место спуска в тумане найти было бы непросто.
Когда мы выходили на плато, северо-западный ветер усилился. Надо заметить, что нам повезло с направлением ветра на гребне, ведь более крутой обрыв у хребта - с европейской стороны, а ветер дул именно оттуда. По плато до вершины идти оказалось совсем немного. Знак на вершине нашелся немного неожиданно, поскольку мы думали, что GPS на вершине должен показывать 1499 (как на генштабовской карте), а он показал 1472 (как на карте СССР). Подъем с Западно-Пайерского перевала до вершины занял 3 часа. Когда мы шли по плато и фотографировались на вершине ветер непрерывно усиливался, и дул уже очень ощутимо. Поэтому празднование восхождения на вершине мы немного сократили, да и видно все-равно ничего не было. Полюбовались на бюст В.И.Ленина, его же барельеф, герб Воркуты, так же нашли тщательно упакованную записку группы, которая была незадолго до нас: "Группа туристов из Калуги совершила восхождение на г. Пай-Ер 23 июня 2010 года в 23 ч. 55 мин. Погода хорошая, но сильный ветер. Всем желаем удачи ( Далее направляемся на пер. З.-Пайер)". Мы тщательно завернули записку обратно (что замерзшими руками делать было непросто), и собрались вниз. Градусник на вершине показывал 0oС, но ветер продолжал усиливаться. Никто не лицемерил, одели на себя все теплые вещи, которые у нас были.
Над пропастью |
Ура, дошли |
Фотосессия на вершине |
Ввиду усиления ветра вниз спускались намного быстрей, и, в основном, с нарушением техники безопасности. Использовали опробованную технику спуска в сапогах по снежнику. В итоге, не торопясь и любуюсь видами спустились до перевала за 1 час 20 минут. Один раз оказались между двумя слоями облаков, и даже увидели кусочек Европы, включая озеро Кеч-пель-Ты, на котором мы так и не побывали. Конечно, нам повезло, что не поднялся ураган и не пошел дождь. Тогда спускаться было бы намного сложней. Все-таки даже в сплошном облаке по сухим и немного обледеневшим камням идти кораздо проще, чем по мокрым и сильно обледеневшим.
Вниз уже не страшно |
Фото на фоне Европы |
Зря лыжи не взяли |
Быстро дошли до ригеля, и с него тоже спускались скользя по снежнику. Стало скучновато, когда снежник кончился. После восхождение чувство опасности немного притупилось, забавно стало, как мы опасались подъема на ригель. Теперь мы его практически не заметили. Оглянуться не успели, и уже внизу. Недалеко от ригеля встретили наших девушек, которые после дневного сна устроили променад. Нашли следы человека, точнее, не следы, а скитуровскую лыжу, воткнутую в скалу. Вернулись в лагерь в 22 часа. Адмирал хотел сразу идти на базу геологов, тем более, что не было ни грамма алкоголя. Но его отговорили. И так вышло неплохо.
Родная долина Левой Пайеры |
Вид на ригель с водопадом сверху |
Катимся по снежнику к лагерю |
28 июля. Обратно на базу геологов
Всю ночь дул сильный ветер порывами до шквального. Трудно было заснуть, стали засыпать только во второй половине ночи в перерывах между порывами. Палатки трясло так, что казалось они вот-вот улетят. В этот раз была поставлены все возможные ветровые растяжки, а юбки палаток были плотно прижаты камнями. Некоторым поспать практически не удалось, несмотря на приятную усталось после прогулок по горам. Проснулись в 7-30. Остатки колбасы, сыра и орехи раздали по палаткам, газа все-равно не было, а еду уносил ветер. Во время сборов Лешину палатку сдуло с обрыва в озеро, но по-счастью, там она попала в затишок, и ее не успело отогнать от берега. Пришлось прыгать за ней в кроссовках, а ведь надел совершенно сухие носки. Температура воздуха была +6oС, в палатке +14oС.
Вышли в 9-15. Горы провожали нас туманом, сильным ветром и холодом. Лучшая погоды для перехода - прохладно, никаких насекомых. Однако постепенно теплело, ветер стих, и идти стало не так комфортно. Температура поднялась до +25oС на солнце, вылетел гнус, ноги в сапогах мгновенно вскипали, со всех сторон раздавалось жужжание, но ветровку снять было невозможно, репеллента с собой не было. В итоге, шли назад до базы геологов 7 часов по сравнению с 6 часами вверх. Были и приятные моменты. Мы пошли по правому берегу, и вверху наблюдали огромное количество мелких озер, которые образовывались благодаря стаиванию снега и льда на горах над ними. Радостно было видеть появившуюся растительность. Однако когда долина стала шире, мы попали в заболоченный участок, поросший карликовый ивой, переход через который занял больше часа. Все очень устали от этого перехода, решили, что лучше ветер и дождь, но только не жара с комарами. Пайер открылся, и издевательски смотрел на наши мучения.
Снег и вода |
По камушкам |
Край тысячи озер |
Первая лиственница |
Пайер открыт |
Первый гриб (и практически последний) |
Придя на базу, старались из вагончика не выходить ввиду повышенной комариной опасности. Далее план был такой: кушать, отдыхать, собирать байдарки и двигать по Левой Пайере к Пятиречью. Кое-как вышли около 1 часа ночи, поспав 40 мин после обильного празднования восхождения на Пайер. Гнус доставал даже на воде. Левая Пайера поначалу не выглядела совсем непроходимой, хотя некоторые сомнения возникали. Ира очень испугалась, когда Алексей сказал "Поехали" и махнул рукой. Могло показаться, что он решил легкомысленно вести нас в пучину речную на погибель. Но на деле все оказалось не так страшно, проплыв 200 метров и дойдя до первого серьезного порога, чуть на нем не кильнувшись, мы остановились, и дальше уже шли в проводку. В проводку прошли около 800 м и поставили лагерь. Насекомые по-прежнему заедали, но мы тем не менее поужинали, поставили лагерь и легли спать в 3-30. Тут же по закону подлости поднялся ветер, но уже не такой сильный, и все быстро уснули.
28 июля. Пайерские ворота и переправа
Подъем в 9-30. Хорошо - комаров нет, но невозможно на улице развести газ. Пришлось готовить в палатке, а я забыл, что молоко имеет обыкновение убегать. Самой большой ошибкой было использовать туалетную бумагу для вытирания пола палатки. Пропало пол-рулона, в дальнейшем ее сильно не хватало. С утра было солнечно, но за нами в горах собиралась огромная дождевая туча. Испугавшись дождя, собрались быстро. Температура воздуха +22oС. Вышли достаточно рано - в 14 часов. Марина с Ирой скакали по камушками берегом, а мы то шли, то бежали, то ползли, то по берегу, то по пояс в воде. Адмиральская байдарка в начале вырвалась далеко вперед, но потом и мы настрополились, и перемещались сравнительно быстро. К 19 часам прошли около 1,4 км, что по такой реке было немало. Конечно, уже стало очевидно, что обнос был бы более правильной тактикой. Но нельзя же было не попробовать сплавиться по Левой Пайере. И мы почти сплавились.
Антенная лиственница на фоне пройденного пути |
Два грация в гидрах |
Участками идется легко |
Участками бежим |
Нелегкие думы Адмирала |
Что там, нам туда??? |
С какого-то момента идти впроводку тоже стало очень трудно, страшно было упустить байдарку. Река представляла собой сплошной порог. Причем, совершенно непонятно, на чем и как по нему можно было бы сплавиться. На каждом метре из воды торчали камни, оплыть которые не представлялось возможным, и порог был непрерывным - вылезать в случае чего было негде.
Еще около 800 м мы протащили байдарки по каменистому пляжу, втайне надеясь, что дальше можно будет немного проплыть. Но дальше легче не было. Скорее наоборот. Мы с Адмиралом вновь одели гидроштаны, которые показали свою эффективность. Во-первых, в них тепло. Во-вторых, в них не так сносит течением, как в сапогах. В-третьих, в них не боишься замочить ноги. Алексей с Валерой раз такие новомодные штуки не признают, и шли в старых, добрых болотных сапогах. Конечно, на Левой Пайере трудно было сохранить их сухими. В результате ноги у них хорошо распарились, ведь выливать воду было некогда (см. фото).
Впереди уклон увеличился, и в конце прямика в 600 метрах ниже по течению река била в скалу, после чего уходила на 90o налево в узкие, очень красивые ворота. Когда мы ходили тут с Адмиралом 2 года назад, то ворот не видели, потому что все 4 раза срезали этот поворот реки и шли напрямик. Причем, мы видели их снизу, но не поняли, что это ворота. В этом месте река делала поворот, и створа ворот снизу видно не было. Смотря на ворота вблизи смешно было представить, что мы собирались проплыть их на байдарках. Конечно, эта затея могла бы радикально сократить число участников нашего похода. Но таких планов у нас не было. Полюбовавшись на ворота стали думать, что делать дальше. Вездеходка шла по левому берегу, а мы были справа. Мест для переправы на левый берег не было видно. Причем, ниже ворот все становилось только хуже. Адмирал долго ходил по берегу, невеселы были его думы. Но делать нечего, надо переправляться, и Адмирал выбрал единственный пригодный для переправы участок реки. Течение там было сильное, но зато на участке почти 10 м не было камней. Недостатком было отсутствие затишка на нашем берегу, поэтому стартовать приходилось прямо с быстрины. Единственным возможным способом переправы было встать носом к течению, и отчаянно гребя против течения смещаться к противоположному берегу. Первым шла байдарка Адмирала. При посадке байдарку стало заливать с носа, но удалось ее выровнять, и могучими гребками стабилизировать на течении.
Дальше мешкать было нельзя, и "Адмирал Козлов" смело ринулся в стихию. Удача любит смелых, и ему удалось благополучно переправиться на противоположный берег.
Теперь была наша очередь. Стали гововиться к переправе, и обнаружили, что Адмирал увез все серединки от весел, кроме одного, включая запасное весло. Вице-адмирал долго сигнализировал Адмиралу, гребя оставшимися лопастями в воздуху, но Адмиралу было весело, и он думал, что Вице-адмирал так его смешит. Но в конце концов с веслами разобрались, перекинули середину весла к нам, и мы поплыли. Удачно, что мы предусмотрительно привязали веревки к носу и к корме, и Адмирал с Валерой нас страховали. Иначе, поход закончился бы несколько раньше запланированного. Мы неудачно плюхнулись в байдарку, и ее сразу вынесло на течение, но с помощью веревок удалось предотвратить ее разворот перпендикулярно течению. Когда байдарку удалось повернуть против течения, стало легче, и мы бодро переправились к Адмиралу. Хотя на таком течении малейшая заминка могла привести к неприятностям. Гребли на совесть. Определенную остроту переправе придавали камни ниже по течению, на которые неизбежно вынесло бы байдарку в случае оплошности. Хотя потом мы на них посмотрели, наверное, удалось бы за них зацепиться. Переправившись, сразу же переоделись в сухое, и понесли вещи наверх. Никогда еще мы не делали стоянку так высоко над рекой (выбора не было). Берег был всем хорош, но за водой ходить было далековато.
Причудливые облака |
Подходим к воротам |
Вот они - Пайерские ворота |
Место переправы, вид с Пайерских ворот |
Адмирал на страховке |
Переправа - это весело! |
30 июля. Обнос Пайерских ворот
Так как ночью ходили на разведку, то встали достаточно поздно. Мы с Адмиралом должны были разведать, стоит ли идти напрямки вдоль реки, а Валера с Алексеем должны были разведать вездеходку. Мы дошли до ворот, посмотрели вниз, и стало очевидно, что идти дальше нет смысла. А Валера с Алексеем дошли по вездеходке до низу, и вернулись только к 4-м часам, после чего отметили возвращение. Несмотря на это, с утра они выглядели достаточно бодро. Погода установилась отличная (если уместно говорить про погоду на Полярном Урале как установившуюся). Было не холодно, солнечно и ветрено. Когда собрались, решили сходить на Пайерские ворота, полюбоваться видами и пофотографироваться. Вид с ворот открывался потрясающий, вниз и вверх меандрировала Левая Пайера, в воротах этот колоссальный поток сужался до 6-ти метров, после сужения и поворота в скалах было глубоководное озеро, которое мы назвали Мраморным морем (по аналогии с морем между Босфором и Дарданеллами). В этом море выдны были сильнейшие подводные течения, после него второй створ, и потом вода вырывалась на простор. С ворот был достаточно легкий спуск на площадку, откуда можно было полюбоваться ближним створом вблизи.
Выяснилось, что
в раскладке на ужин была запланирована рыба. Мы уже приготовились к облегченному рациону, но неожиданно рыба поймалась. К 17 часам наконец собрались, и пошли в первую ходку. По вездеходке шлось легко, и за 1,5 часа с перекуром дошли до пересечения вездеходки с Левой Пайерой. Все дорогу любовались окружающим пейзажем, по-прежнему открытым Пайером. Перешли по камешкам рукав, и встали на противоположной стороне в прекрасном месте на травке. На вторую ходку пошли все вместе, потому что девушки отказались оставаться одни. В лагере выпили раствора, погода была прекрасная, и было очень весело. Второй раз груза было много меньше, шлось очень легко, по-прежнему любовались красивейшими видами. На ужин была свежепойманная рыба, легли спать довольные, и быстро уснули.
Спуск к Пайерским воротом |
Смотрите, что там |
Вид вниз с Пайерских ворот |
"Мраморное море" |
Отдых на фоне Пайера |
С раствором плыть весело |
31 июля. Наконец сплав
Погода с утра была хорошая, правда немного насели комары. Температура +28oС, ветер слабый. Вице-адмирал с утра наловил рыбы, что подняло настроение. Некоторые загорали, но на это требовалось непомерное количество гардекса, поэтому решили впредь экономить. Выплыли сравнительно рано - в 13-40, и поплыли быстро. Скорость течения между порогами была 9-10 км/ч, в порогах до 30 км/ч. Благодаря этому и усилившемуся ветерку комары почти не одолевали. Гребли не очень сильно, любовались пейзажами, но благодаря течению в бодром темпе проплыли мимо всех красот. Опасения Адмирала на этот раз не подтвердились, сплав был достаточно легким. Хотя встречались приличные пороги, наводило на кусты. Всю дорогу вдали был виден открытый Пайер. В последнем пороге перед Пятиречьем пришлось искупаться по грудь, часть порога провели. Вода была холодная, и несмотря на жару, жарко никому не было. До Пятиречья дошли за 2 часа, останавливаться не стали, прошли мимо знакомого места стапеля перед впадением Хойлы, и пошли дальше. На Танью сразу после Пятиречья был серьезный порог с высокими стояками, но мы прошли его по краю. Дальше ничего опасного не было. Не доходя до Лагорты-Ю сделали перекус, покидали спиннинг, но рыба не ловилась. Как и планировали, встали на стандартном месте для стоянок напротив впадения ЛагортыЮ. От Пятиречья до ЛагортыЮ тоже шли 2 часа.
Вице-адмирал тащит хариуса |
Фото на фоне Пайера |
Перекус на травке |
1 августа. Дневка
С самого утра было жарковато, и хотелось двигаться дальше. Но большая часть команды мучилась от ушибов, растяжений и прочих травм. Поэтому было решено устроить дневку. Погода к этому совсем не располагала. С утра, когда все встали (около 11 часов, дежурили-то мы) температура была уже +35oС. Ситуация усугублялась тем, что насекомые, бъющиеся в палатку, создавали иллюзию дождя. Из-за этого все спали в глухо задраенных палатках. С утра в палатках было очень душно, у меня разболелась голова, ничего не хотелось делать. О бане не было и речи. Я слонялся по лагерю, в основном все лежали по палаткам, и мучились. Адмирал пошел ловить рыбу, но и тут его подстерегала неудача. Он отошел от выловленной рыбы, прилетела чайка, и склевала одного хариуса, неосмотрительно оставленного на берегу. В общем, это был неудачный день, самый трудный день похода. Ближе к вечеру жара чуть-чуть спала, я съел таблетку, и голова прошла. Зачем-то экономили гардекс, поэтому покусаны все были немилосердно. Ночью с Вице-адмиралом пошли на рыбалку, он пытался поймать царь-щуку, но в этот раз не вышло. А я поймал крупного хариуса около 50 см прямо у берега в 2 ночи. Честно говоря, в такое время на блесну нечасто приходилось ловить рыбу, тем более поросят. Это немного скрасило ужасное впечатление от этого дня.
2 августа. Вверх по Лагорте-Ю. День первый
Утром температура заметно снизилась, было +20oС. Ветра не было, и насекомые зверствовали. Борясь с ними, удалось собраться, и в 13-00 отплыть. Перед этим основательно подкрепились бомж-пакетами. В нижней части Лагорта-Ю очень удобна для бурлачения, пару участков 200 и 100 м даже удалось пройти на веслах. В основном тащили байдарки по технологии веревка + весло. Передний тянет за веревку, привязанную к носу, а второй подправляет курс веслом. Наибольшую сложность представляли деревья, склоненные над водой. Хотя если бы не гнус, плотно набивающийся в накомарник, то удовольствие было бы неописуемое. Случались шкуродеры и перекаты, на которых приходилось немного напрягаться. Очень хорошо зарекомендовали себя неопреновые штаны с носками, в жару в них было очень комфортно, а без них было бы грустно. Немаловажно, что насекомые неопрен прокусить не могли. Велера и Алексей шли в болотниках, и не залить их шансов не было (только если идти без байдарки по берегу). Поначалу скорость движения была такая высокая, что мы с байдарками двигались быстрее девушек на берегу. Потом скорость упала, в живописнейшем месте устроили передышку, Валера пару раз бросил блесну, и вытащих двух здоровых хариусов. Их тут же подсолили и съели под раствор. Мошки стало как будто меньше, но ненадолго. Прошли еще некоторое время. Днем даже прошел небольшой дождик, но в связи с жарой его даже не заметили. Погода на Полярном Урале быстро меняется, еще несколько раз ярко светило солнце, потом опять набегали тучи и облака самых разнообразных форм. В 20 часов устроили перекус, плотно подкрепились и двинулись дальше с твердым намерением дойти до Трубы-Ю. Однако становилось теменее, и все чаще мы оступались на скользких камнях. В 600 м от Трубы-Ю в мощной струе под крутым, поросшим густой растительностью берегом Адмирал оступился и мощное течение понесло его вниз. Валера бросился спасать Адмирала, чтобы его не унесло вниз по течению, и ему удалось остановить Адмирала. Но в это время адмиральская байдарка встала поперек течения, веревка зацепилась за камень, и байдарка мгновенно перевернулась. Мы с Алексеем только подходили к порогу, и нам удалось остановить перевернутую байдарку, и тут же ее перевернуть обратно. Конечно, все наплывы были открыты, и многие вещи поплыли вниз, но некоторые удалось сразу же поймать (например, соевый соус). К счастью из байдарки почти ничего существенного не выпало, хотя в открытых наплывах была герма с деньгами, документами и пропусками в погранзону, фотоаппарат и прочие полезные вещи. Самой существенной потерей была коробка с блеснами и спиннинг. К потере блесен мы привыкли еще с Щугора, когда были забыты на стоянке почти все блесны. В этот раз уплыло около трети блесен, поэтому особо не расстроились. Жалко, что уплыл не сломанный спиннинг. После того, как все вытащили, устроили шикарный ужин - рассольник "Гала-Гала" и гречка. Все ходили из последних сил, хромая на одну или обе ноги, не все даже могли пить раствор. Также не было сил фотографировать, поэтому не осталось фотографий этого происшествия. По счастливому стечению обстоятельств в 80 м от места киляния адмиральской байдарки нашлось прекрасное место для стоянки во мху на высоком берегу.
Бурлачение в нижнем течении Лагорты-Ю |
Хариусам мы всегда рады |
Временами река выглядит равнинной |
3 августа. Вверх по Лагорте-Ю. День второй
Встали достаточно рано, в 10 часов. Все были бодрые и отдохнувшие после мертвого сна, только лица у всех распухли от укусов кровожадных насекомых. Температура снизилась до +15,5oС на солнце, дум прекрасный северный ветер, сдувающий гнус. Но только ветер чуть-чуть затихал, как эти твари немедленно начинали атаки. Счастье, что пока это были только комары. Валера заметил что-то блестящее на дне реки прямо напротив лагеря. Я с риском для сухости сапог дошел до этого места, и удалось выловить несколько блесен, которые зацепились крючьями за камни, и благодаря этому небыли унесены. Вышли, как обычно, в 13-30. Шлось удивительно хорошо. Прекрасный берег, слабое течение. Прошли мимо впадения Трубы-Ю, не стали останавливаться. После вчерашнего кошмара бурлачение было отдыхом. Воды стало меньше, но почти везде было достаточно глубокое русло. Неожиданно на левом берегу увидели лагерь. Уже неделю не видели людей, и не смотря на запуганность рассказами о черных старателях, все-таки хотелось выяснить, кто это. К лагерю подошли в 17-30, когда мы подходили, бородатый мужчина набрал воду, и не замечая нас, пошел в лагерь. Мы подошли к нему уже на десять метров, и я окликнул его. От изумления он чуть не уронил ведро, надо было видеть его лицо. Туристы там ходили не часто, поэтому он не ожидал тут никого увидеть, тем более, со стороны реки. Оказалось, это лагерь геологов "Ямалзолото" из Салехарда, хотя встретивший нас геолог сам был из Воркуты. В лагере было два ГАЗ-71, много палаток, кухни, студентки-практикантки. Цивилизация. Поговорили с ними, они там с июля по сентябрь. Хорошее место для работы, рыбы много, только насекомые им тоже досаждали. Говорят, в сентябре значительно легче, но прохладней.
Покусанный, но живой |
Спасение блесен |
Неторопливые сборы на ветру |
Вице-адмирал |
В 18-00 пошли дальше. Шлось труднее, потому что русло стало широким, и приходилось протаскивать байдарку через камни. Очень хотелось есть, но никак не могли встретиться с обеими девушками, которые шли по разным берегам. На голодный желудок плохо любовалось красивейшим левым скалистым берегом. Наконец, в 19 часов удалось встретиться всем вместе и встать на перекус на прекрасном низком берегу напротив красивого скалистого берега. Это был самый долгожданный и шикарный перекус, конечно, он не обошелся без местных деликатесов. Основным блюдом был ролтон с луком и маслом, Вице-адмирал филировал хариуса. Нашли золотой корень, и сразу же его забодяжили. После перекуса пошли дальше. Волочилось хорошо, участками даже легко, но быстро холодало. К 23-00 температура упала до +9oС, в неопрене стало совсем холодно. Дошли до сложенной каменки для бани, которая издалека похожа на тур. На карте это место расположено на острове правильной треугольной формы. Не было полной уверенности, куда идти дальше - по безымянному правому притоку, или идти до вездеходки. Поэтому поставили лагерь, и, как обычно, шикарно поужинали. Легли спать в 1 ночи.
С геологом из Воркуты |
От лагеря геологов |
Разделка рыбы на фоне Лагорты-Ю |
Мы прошли это! |
4 августа. Волок на Большую Лагорту
Встали рано, в 9 утра. Адмирал пошел на разведку, мы на завтрак сварили овсянку, и долго не могли решить, завтракать ли без Адмирала, либо ждать руководство. К счастью, когдя я уже пошел в направлении Адмирала, то увидел его, бредущим по лесотундре и распевающим громкие песни для отпугивания медведей. Прекрасное утро. Было прохладно +11oС, поэтому комаров почти не было. Хотя некоторые твари все-таки пытались вяло атаковать.
Было решено идти по правому притоку, поближе к вездеходке. Приток оказалось намного лучше , чем мы ожидали. 90% пути шли на веслах по тихим заводям. Если бы не необходимость перетаскивать байдарку через каменистые стоки, соединяющие заводи, и продираться сквозь заросли копытника, то было бы совсем хорошо. Шли с 13-30 до 18-00, встали на антистапель в месте, где вездеходка проходит в 20 метрах от реки. Это было второе такое место. На первом месте очень хотел встать на антистапель Вице-адмирал. Но Адмирал, в соответствии со своим званием, настоял на том, чтобы продолжить путь по воде. Хотя чем выше, тем меньшие участки пути удавалось проплыть. Выше места антистапеля примерно на километр вездеходка пересекала ручей, но лезть выше не было совсем никакого смысла.
Волок до Большой Лагорты, как и обещалось, был ровно 4 км и проходил по живописнейшим местам по отличной вездеходке. Первую ходку добежали с одним привалом за 1,5 часа. Подивились на большой тур, недалеко от Большой Лагорты слева от вездеходки. Обратно добежали за час. В этот момент начался дождь. По удачному стечению обстоятельств никто не взял непромокаек.
Лагерь на треугольном острове |
Вверх по зарослям копытника |
Антистапель. Адмиральская тревога |
Тур на Большой Лагорте |
Товарищ Адмирал! Ваше приказание выполнено! |
Лагерь на Большой Лагорте |
5 августа. Сплав по Большой Лагорте. Стоянка Мальковая
В 8 утра все были разбужены страшным грохотом и лязгом гусениц подъехавшего вездехода. Остановившись в 3-х метрах от палатки Вице-адмирала вездеход заглушил двигатель, открылась дверь, и опушхий водитель вместо здрасти говорит выглянувшему из палатки Валере: "Спасите, умираю!"Оказалось, он подвозил туристов, потом те два дня угощали его спиртом, и он немного отравился. Ему дали раствору, и ему малость полегчало. Посидел, поохал, познакомились, потом он завел свой вездеход, и уехал.
После этого я сходил на рыбалку, но она оказалось не очень удачной, вытащил только одного хариуса. Леха сварил плотную пшенную кашу, все очень наелись и потом долго собирались. Надо сказать, что в этом месте было не очень много дров. Пока собирались по реке прошел катамаран с отцом и сыном из Ярославля. Они
пешком поднялись от Сивой Маски по Лохортам, перевалили через Урал, а после Лагорт собирались возвращаться обратно в Европу по Кокпеле. Уже ближе к концу сборов Адмирал и Вице-адмирал отправились на сбор грибов. Собрали немного подберезовиков и груздей. Это еще задержало наш и без того не ранний выход. Вышли в 15-10. Большая Лагорта оказалась красивой рекой, скорость течения между перекатами была достаточно высокой (около 10 км/ч). Попадавшиеся пороги проходили без просмотра с хода. Встали покидать блесну в хорошем месте после переката, и вытащили немколько стандартных хариусов по 800-900 г. Берег был крутой, пляжика не было, и рыбу было вытаскивать трудно. Боясь упустить хариуса, я , как обычно, сломал карбоновый спиннинг. Но ничего, и без верхних двух колен он оставался пригоден для ловли. Пошли дальше, полюбовались впадением Изшора, впечатлили видневшиеся вдали скальные и снежные вершины. После этого по левому берегу увидели лагерь. Такое обилие людей уже не радовало. Оказалось, это геологи из Лабытнанги, ищут тоже золото. Погода весь день был прекрасная, дул сильный ветер, температура была около +25oС, комаров не было. К вечеру ветер стал стихать, и вылетели наши маленькие друзья. За 2 км до впадения верхнего рукава Малой Лагорты, все чуть не перевернулись. В той струе, в которой мы пошли нижнюю часть порога, неожиданно не оказалось выхода, и она перегораживалась плотным, беспорядочным
строем крупных валунов. Чтобы не допустить киляния, Адмирал, а потом и Вице-адмирал находчиво спрыгнули с кормы в бурный поток. Ценой промокания до подмышек байдарки и команда были спасены. Причем, Вице -адмирал остался на камнях, а "Колючий Голландец" уплыл без капитана.
Стали искать место для стоянки, но место
никак не находилось. Настроение портили опять насевшие насекомые, а также идущая вдоль реки вездеходка. Уже отвыкли от этого безобразия. В конце концов, встали прямо напротив впадения верхнего рукава Малой Лагорты, с прекрасным видом на дальние вершины со снежными кулуарами (массив в районе г. Скальной). Вечером температура немного упала (до +15oС), но все-равно было хорошо. Алексей с Валерой дежурили, поэтому рыбу пошел ловить я. На обломок спиннинга был пойман самый маленький хариус, увидев который все стали ругаться, что я его не отпустил. По сравнению со стандартными местными хариусами он, действительно, выглядел маловатым. Померили, оказалось, что он был 26 см. Поймал второго чуть побольше, больше ничего не ловилось. При этом в воде было очень много мальков, поэтому эта стоянка получила наименования "Мальковая" (а также в насмешку над пойманным мной хариусом).
Неспортивная ловля хариуса |
Поедаем тут же |
Тихий вечер в лагере |
6 августа. Сплав по Большой Лагорте и просто Лагорте
Утро было прекрасным. Дул ветер, сдувающий комаров. При этом было тепло, температура в 2 была +30,2oС в тени. Пользуясь случаем большинство искупалось, некоторые даже поплавали. Стало совсем хорошо и бодро. Единственный минус - совсем не ловилась рыба, даже маленькая.Правда Леха поленился ставить муху, а на блесну ничего не бралось. Плотно позавтракав ролтоном, усиленном подберезовиками и с/б мясом, все стали собираться. Было так хорошо, что не хотелось уходить, поэтому сборы как обычно затянулись. Это была самая лучшая погода, ветер был даже немного сильноват. Собрались в 14-40, в этот момент подъехал вездеход, и предложить подбросить до Погурея, но мы отказались. Вода в реке прогрелась до +18oС, вероятно поэтому плохо ловился хариус.
Утренний кофе |
После купания |
Процедура выливания воды из сапогов |
Из-за сильно встречного ветра приходилось сильно грести. Радовали прекрасные декорации гор. Несмотря на то, что река широко разлилась и было мелко, байдарка почти везде приходила, хотя несколько раз пришлось из нее выпрыгивать. Со всех сторон были прекрасные места для стоянок, жалко не нужно. Весь участок между двумя рукавами Малой Лагорты - это большой разлив. Конечно, по малой воде идти было бы непросто. В 17-00 доплыли до впадения втрого рукава Малой Лагорты. Единственную опасность представлял корень, торчащий на быстром участке, на который наводила струя. Конечно, нас понесло на этот корень прямо центром байдарки, уже авария казалась неминуемой. В этот момент Вице-адмирал технично выпрыгнул из байдарки, оставшись сидеть на корне. Мы зачалились в 20 м ниже и Вице-адмирал присоединился к нам. Температура по-прежнему была +30oС. Несмотря на сильный ветер к 17-00 приплыли к месту впадения нижнего рукава Малой Лохорты. Там устроили легкий перекус, совмещеный с киданием блесны, и поплыли дальше. Через час впереди показались скальные берега, посередине скальный остров, и порог по обеим берегам. Так как конец порога не был виден с хода, то остановились, посмотрели порог. Ничего страшного, в левой протоке единственный торчащий камень обходился с правой стороны. Прошли порог, и сразу за ним, на следующем острове в 20 м ниже порога устроили перекус. Покидали блесну, рыба по-прежнему не ловилась, дальше пошли в 19-00. Потом пороги шли примерно через 500 м разной длины и сложности. Проходили их без просмотра и остановок и сбились со счета. Особенно запомнились два порога с мощной струей посередине и участками со стоячими волнами по 1-1,5 м. Пару раз волна захлестывала с головой. Удивительно поменялся характер реки. Если между рукавами Малой Лагорты это была широко разлившаяся равнинная река с руслом из мелких камушков и пологими пляжами по берегам, то теперь это опять была горная река со скалистыми берегами и валунами, торчащими тут и там. Особенно восхищали отвесные скальные берега, периодически украшающие реку то справа, то слева. Самые живописные скалы были справа, и любование ими обычно совмещалось с прохождением порогов. Трудно было ловить рыбу в проводку, потому что только разберешь спиннинг, так тут же его приходилось собирать. Тем не менее хариус немного ловился. Живописность сопровождалась уменьшением количества мест, пригодных для стоянки. Если на равнинном участке стоянки (в т.ч., готовый с каркасом для бани) хорошо просматривались с реки, то в живописной части берега были покрыты лесами и кустами, либо каменистые. Уже давно хотелось встать и подсушить насквозь промокшие задницы, но пригодных мест видно не было. Наконец приметили место на левом берегу, которое оказалось прекрасной стоянкой. Во-первых, около стоянки был затишок с глубиной, перспективные с точки зрения рыбалки. Во-вторых, весь берег был усеян почти спелой голубикой. В-третьих, на стоянке было огромное количество дров, дальше 10 метров от костра ходить не приходилось. Температура к 22-00 снизилась до +28oС, ветер стих, и, как обычно, насели насекомые. Этот берег хоть немного продувался, в лесу было страшно. Вода была по-прежнему очень теплая, рыба не ловилась, так как очумела от жары. Но вокруг ходили грозы с молниями, ждали освежающего ливня, но на нас так ничего и не пролилось. Когда ложились спать, по прежнему было жарко.
Пикник после порога |
Мимо скал |
Порог в повороте |
7 августа. Вниз по Лагорте
В 7-30 Алексей опроверг теорию об измельчении рыбы в лагорте, поймав несколько килограмм рыбы. Возбужденный этим он пришел в лагерь, показывая улов в палатки. Поэтому встали рано. Заметно похолодало, в 9-00 температура была +12oС и насекомых было мало. Позавтракали стейками из свежепойманной рыбы с гречкой. Собрали голубики для варенья, пока собирались подул ветерок. Попили чай с голубичным вареньем, ветер еще усилился. Сила ветра была такова, что опрокинулся котел с водой, а крышки от котлов унесло в лес. Повезло, что ветер дул от реки, иначе мы бы много чего недосчитались. Замеры показали, что ветер достиг 30 mph, поэтому решили отложить выход. Любовались красивой горизонтальной радугой, которую не увидишь в наших широтах. Собрали еще котелок голубики, попили чая, и в 15-30 вышли, когда ветер немного утих. Проплыли мимо удивительного каменного пальца, торчащего в 300 м ниже лагеря по течению справа. Потом был интересный порог с левым поворотом под скалами, который прошли без проблем. Однако по большой воде без просмотра туда лучше не соваться. Потом был еще один хороший порог с полутораметровыми стоячими волнами. Его тоже прошли весело, в струе было глубоко, главное было держаться носом вниз по течению. К сожалению, в порогах было не до фотографирования, поэтому самые красивый места остались незапечатленными. Появились следы цивилизации - коптильня по левому берегу, что не радовало. Не доходя 1 км до Кокпелы увидели по двум берегам реки 10 человек со спиннингами. Это была команда, которую привез на катамаране с мотором егерь Андрей с базы на Варчато. Мы поздоровались с Андреем, которого видели два года назад, и поплыли дальше. Дошли до Кокпелы, в устье тоже стояли рыбаки на катамаране из Нижнего. Поскольку программа похода в целом была выполнена, впереди ждал предсказуемый сплав по Войкару, а время еще оставалось, то решили подняться по Кокпеле, посмотреть речку. Подкрепившись раствором пошли. Марина сразу же нашла на берегу блесну. Идти по Кокпеле в нижнем течении очень легко, не сравнить с Лагортой-Ю. Фактически просто идешь, ведя за собой байдарку, а второй человек ее подправляет. Перекусили через километр, немного не доходя до ручья, впадающего слева (орографически). Такое количество дров нечасто встретишь. Там был полный берег сушайшего плавника, кругом валялись поломанные деревья, ветки, они же были и в лесу. Немного погрелись и пошли дальше. Немного похолодало, и несмотря на то, что почти никто не промок, хотелось уже сделать стоянку. Надо сказать, что мест для стоянок было не очень много. Прошли еще километр и встали на левом берегу после острова, на хорошем продуваемом месте. Правда ветер был холодноват. В какой-то степени выбор был обусловлен родиолой розовой, найденой Ирой, поскольку было решено идти до первой родиолы розовой. В 23-00 похолодало до +9oС. Все жались к костру, спасаясь от пронизывающего северного ветра. Зато ни одного насекомого. Но к хорошему быстро привыкаешь. Грустный Адмирал грустно пошел на берег со спиннингом и найденной Мариной блесной и через 15 минут вернулся с поломанным спиннингом и 4 кг хариусов на кукане, сделанном по-деревенски из кустика. Вице-адмирал быстро приготовил уху, карпаччо, разложили утренний малосол, и получился пир на весь мир. Такого плотного ужина у нас еще не было. В ухе ложка стояла, малосол с карпаччо съесть не смогли, завершением вечера был чай со свежесваренным вареньем из голубики. Хотелось еще посидеть, но холод гнал в палатку. Удалось дозвониться по спутниковому телефону до Москвы, и Вице-адмирал поздравил Тусю с Днем рождения.
Адмирал на фоне радуги |
Стейки из свежей рыбы |
Голубичное варенье - это вкусно! |
Поворот на Кокпелу |
На перекусе сушимся, дров сколько угодно |
Вечерний улов, хариусы на кукане |
8 августа. Погурейская
В этом день встали не очень рано (я в 11-00), хотя Вице-адмирал с Валерой встали в 9. Позавтракали манкой, усиленной рыбой. Немного потеплело, температура поднялась до +13oС, но благодаря ветру насекомых почти не было. Хотя зайдя в лес насекомых было нетрудно найти. В связи с прекрасным местом в прекрасную погоду была объявлена полудневка. Сбегали к Погурею, который впадал в километре выше. Любопытно, что в GPS Кокпела была нарисована в 600 м от русла. Наверное, у рисовальщика дрогнула рука в этот момент. С другой стороны, карта называлась "Дороги России", а не "Реки России", поэтому спрос с нее был небольшой. Наловили еще около 5 кг рыбы, потом посидели у костра, продегустировали свеженький растворчик. Идти никуда не хотелось. Валера с Лехой нашли ольху, а остальные пошли на ближайшую гору в 30 м от лагеря. Залезли на гору высотой 35 м (относительно лагеря), у которой оказалась совершенно лысая каменистая вершина. На склоне южной экспозиции было сравнительно много черники, из которой часть была уже спелой. Количество черники было не промышленным, но поесть и набрать пару кружек хватило. Еще раз полюбовавшись видами с Лысой горы мы отправились вниз. За это время рыба закоптилась, и мы ее жадно съели. Пока собирались, подошла на двух катамаранах группа владимирцев во главе с Кузьмичем. Их забросил вездеход в верховья Кокпелы, откуда они плыли до Васюково (у них был катамаран с мотором). Пока общались с владимирцами время подошло к 19-ти, и мы выплыли. Плыли расслаблено, и на последнем перекате со стоячими волнами замочили задницы. Вошли в перекат с болтающимся на спиннинге воблером. За 1-40 дошли до Варчатовиса. Полюбовались приметной горой правильной формы справа по ходу, и остановились на писс-стоп на уже знакомой косе на впадении Войкара в Варчатовис напротив базы, крытой красным андулином. Два года назад на этой косе фотографировались с щукой-рекордсменкой, пойманной Валерой. Пошли дальше, вода стала непрозрачной после впадения Варчатовиса. Стали искать стоянку, и достаточно быстро Алексей нашел на правом берегу на крутом левом повороте после острова прекрасную стоянку. Там было огромное количество голубики и мха, поэтому стоянка получила название "Лешкин мох". К 23 м часам температура упала до +10oС, поэтому вылет комара был недолгим. Этот замечательный день, подаривший нам отдых от камара, подходил к концу. Алексей нарезал под закуску рыбу г/к превосходных вкусовых качеств. К 1-00 температура упала до +5oС, и насекомых не стало совсем.
На Лысой горе на фоне Погурея |
К поеданию копченой рыбы готовы! |
Круглая гора |
Лыжи |
9 августа. Ягодный день
Встали, как обычно, не рано. Температура угрожающе поднималась, и к 11 достигла +13oС, но прибитые ночным холодом насекомые пока давали жить. Потихоньку собрались, и в 13-00 вышли. Рыбы никакой не поймали, только одиного ершика. Войкар был неузнаваем по сравнению с собой двухлетней давности. Берега были усыпаны поломанными деревьями, сама река была в два раза шире, встречались весьма быстрые перекаты, чего два года назад не было. Решили исследовать систему озер, близко расположенных к реке справа по течению перед впадением Нелкаегана. Вылезли на участке с крутым высокым берегу справа с отсутствием леса за исключением березовой рощи посередине. Поднявшись на высокий берег обнаружили море морошки, уйти от которой было невозможно. Такого количества дикой ягоды никто из экспедиции никогда не видел, морожка ковром устилала тундру. Причем, вся морожка была спелая, желтая, сочная. Быстро набрали 9-литровый котел, все миски и желудки. Я уже не мог есть ее полностью, а давил языком и выплевывал косточки. К озерам не пошли, посмотрели на них издалека. Плылось легко, потому что было сильное течение - между перекатами 7-8 км/ч, при попутном ветре мы шли 10 км/ч. Берег у впадения Нелкаегана было не узнать. Высокий берег обвалился, образовав достаточно широкий пляжик. Верхняя часть обрыва была прикрыта съехавшим дерном. Однако место для перекуса сохранилось, табуретки и столик были на месте. Мы плотно перекусили с горячим чаем, и вышли. Я тащил воблер на дорожку, остальные кидали блесну. Ничего поймать сначала не удавалось, у меня сошел окунь, после чего Вице-адмирал выдал адмиральской шлюпке воблер, который покрыл себя неувядаемой славой. Мы ушли вперед, и у нас так ничего и не поймалось, кроме одного окуня на воблер. А Марина с Валерой в это время вытащили кучу рыбы, для Марины это был абсолютный рекорд. В Войкаре рыба кучкуются по определенным местам, и надо найти эти места. Просто тупо на дорожку можно ничего и не поймать. Не торопясь за 3 часа дошли до места нашей старой бани. Скорость течения между перекатами упала до 5-6 км/ч. Мы ушли вперед, расстроенные плохим ловом, а Адмирал нашел рыбное место. Из-за того, что мы вовремя е включили рацию, он не смог нам этого сказать. Зашли в Ванктывис, по рассказам в месте впадения Ванктывиса по правому берегу хорошее место для стоянки. Но там была трава по пояс, а местами по грудь. Ничего похожего на место для стоянки мы не нашли. Сам Ванктывис как и в прошлый раз был стоячий, поднялись по нему на веслах, но сильно начала заедать мошка, хорошо чувствующая себя в траве. Наша старая баня была в 400 м ниже впадения Ванктывиса. Место было не узнать. Коса стала меньше, поросла травой. По GPS нашли место старой бани, она была полностью разрушена, абсолютно ровная площадка. Лишь несколько обгоревших и расколотых камней говорили, что мы не ошиблись. Наше гиганское дерево, на котором было так удобно сидеть, унесло. Однако ржавый медвежий капкан, который 2 года назад хотела забрать в Москву Туся, был на месте. Поставили лагерь на том же месте. К вечеру потеплело, впервые налетели малюсенькие наномошки, которые потом нам сильно досаждали. На ужин поехи отличную, хотя и чуть пересоленную уху. По обыкновению объелись и легли спать.
Облака над Уралом с "Лешкиного Моха" |
Морошка |
Ёрш |
Окуньки |
10 августа. 16-й день похода. Баня
С утра было страшно вылезти из палатки из-за бъющихся в тент насекомых. Мы с Ирой были дежурные и встали только в 11. Поэтому завтрак был поздно. Доели уху, также были традиционные для дневок оладьи со сметаной и творогом. В который раз надо отметить прекрасое качество творога "Гала-Гала", которое особенно чувствуется на 16-й день похода в сочетании с морошковым вареньем. Температура в 12-00 была +18oС, и продолжала расти. Установилось редкое для этих мест везветрие, абсолютный штиль. несмотря на полчища разнообразных насекомых приступили к строительству бани. С учетом имеющегося опыта дело пошло быстрее. Каменку сложили помеьше, но с большей топкой. В итоге топили гораздо меньше - 4 часа вместо 6-ти часов два года назад, а кампи раскалились докрасна. Один из стрельнувших камней чуть не ранил Вице-адмирала, попав ему в грудь. Остальные быстро выполнили команду "Ложись". К счастью, системообразующие камни выдержали, и каменка не развалилась. Каркас, как и в прошлый раз, сделали из молодых берез почти без использования веревки. На обед пожарили окуней, съели, и начали крепить полиэтилен к каркасу. В этот раз решили сначала все прикрепить, а потом уже накрывать раскаленные камни. Это было важным решением, благодаря этому полиэтилен не проплавился, как в прошлый раз. Рукава 3,5 на 3 м и тента 3 на 3 оказалось достаточно на баню. Парилка вышла на заглядение. первые практически не поддавали, и без того было жарко Поддав один стакан приходилось ложиться на пол, устланный мхом. Парились 3,5 часа, парились бы еще, но было поздно, к тому же начало темнеть. Единственным минусом были полчища насекомых, облепляющих выходящего из бани. Поэтому посидеть в предбаннике, которого к тому же не было, не получилось. Прыгали в Войкар, и потом обратно в баню, не мешкая. Пока мы парились Вице-адмирал с Валерой сплавали на рыбалку, и Вице-адмирал наконец осуществил свою мечту - поймал щуку рекордного веса 13 кг 400 г. С первого взгляда показалось, что она тяжеее, но безмен на этот раз не дал соврать. Занятие на завтра было найдено. Вице-адмирал хотел сохранить голову щуки целой, чтобы сделать из нее чучело, поэтому она была совсем целая, в отличие от предыдущей, которую выловил Валера. На ужин поели традиционно вкусный грибной суб, усиленный сушеными и свежими грибами. Весь день так и стояла удивительная погода, абсолютный штиль и +20oС. Неожиданностью стало огромное количество наномошки, набившейся в палатки в таком количестве, что там было темно. Адмирал жег ее с помощью свернутых в трубочку сканвордов, рискуя спалить палатку. Вице-адмирал с Валерой сначала устроили газенваген, потом накурили как в тамбуре. В результате сами еле смогли выдержать внутри палатки. Мы использовали традиционные способы давления мошки. После этого спали крепко.
Каменка |
Инженерная мысль кипит |
Купание в Войкаре |
Леха с щучкой |
11 августа. Полудневка
Утром все были разбужены звуком сильного ливня, барабанящего по палаткам. Сначала подумали, что это насекомые совсем обнаглели, но выглянув из палатки поняли, что это действительно ливень. В 7 утра по реке прошел пепелац, но никто не стал его приветствовать, все остались в палатках. К 11 утра дождик поутих, все потихоньку начали вставать. Погода на Полятном Урале переменчива, подул ветерок, выглянуло солнце. На завтрак была лапша, после этого занялись переработкой щуки. Основным блюдом были традиционные щучьи котлеты. Для их приготовления щуку долго били балками, так что она почти превратилась в фарш. Кроме котлет было много других блюд из рыбы - малосольная, копченая, печеная. Из бани сделали коптильню, нарубили ольхи, в результате полиэтилен и тент были пропитаны жидким дымом. Потом баня была переоборудована в кухню, и Вице-адмирал нажарил там котлет на газу, пока на костре готовились другие блюда. Поели славно. торопиться было некуда, но к 18 часам все же собрались и вышли. Немного погребли, но шли в основном за счет попутного ветра. рыба почти не ловилась, хотя Валера и вытащил щуку и окунька. Вице-адмирал зацепил любимую блесну, размотал всю плетенку и она ушла в воду. Оставаться без снасти было обидно, и мы долго искали блесну на сильном течении. Пару раз мы ее видели, но не смогли вовремя остановиться. Уже отчаявшись Вице-адмирал махнул пустым спиннингом, и о чудо - зацепил плетенку. С дикими криками радости ему удалось вытянуть всю плетенку и блесну. У нас не было цели дойти в этот день до Вершины-Войкара, поэтому стали искать место для стоянки. Прошли мимо места нашего перекуса два года назад, когда удалось поменять сникерс на бутылку водки. В этот раз это было бы весьма кстати, потому что спирт неожиданно кончился, но все-таки пошли дальше. Ветер почти стих, было тепло, и как водится насели насекомые. Поэтому искали хорошо продуваемое место. Встали на огромном продуваемом острове сразу после поворота реки на юг (остров Нюрмохот). Вроде как по-хантейски это означает: "нюрма" - поляна, "хот" - изба. Встали на стрелке на широчайшей косе из мелкого галечника с прекрасным видом на разлившийся Войкар. Пока выгружались поднялся сильный ветер, и палатки Адмирала и нашу поставили поближе к лесу, чтобы не сдувало. Вице-адмирал с Валерой в это время строили очаг из камней и готовили ужин. Сели ужинать, и ветер стих. Тут же налетели насекомые. Уже начали жалеть, что поставили палатки близко к лесу, откуда летели насекомые. На ужин было огромное количество рыбы, а также суп гороховый с копченостями. После плотного ужина легли спать. Вице-адмирал встал ближе всех к воде, в 30 метрах. Вообще расстояние между палатками превышало 100 м.
Избиение щуки |
Свадебная фотография |
Щучьи котлеты |
12 августа. Нюрмохотная - Мужи
С утра палатка Вице-адмирала оказалась почти у самой воды, вода поднялась по пологой косе на 20-30 м. Байдарки оказались в воде, а адмиральская байдарка, предусмотрительно перевернутая, насквозь промокла. Позавтракали овсянкой с жареной щукой (как обычно очень вкусно), и героически собрались под моросящим дождем. В 11 уже были готовы выезжать. Тут послышался звук моторки, которая к нам подъехала. В ней оказался хант Саша (Прокопыч), которому мы предварительно заказывали выброску. Мы, конечно, не планировали заканчивать поход такк рано, но не откажываться же от заказанной моторки. Договорились грузиться в Вершине-Войкар, куда дойдем на веслах. Дошли не напрягаясь меньше чем за час, только на финише устроили небольшое спринтерское соревнование, из которого наша байдарка вышла победителем (справедливости ради надо заметить, что мы гребли тремя веслами, в то время как адмиральская байдарка - двумя). В Вершине-Войкар нас ждала моторка с бортовым номером 41-41. Пока байдарки подсыхали, осмотрели Вершину-Войкар. Главная улица - Лесная, но по причине отсутствия автомобильного транспорта она полностью заросла травой, в которой была тропинка. Есть несколько новых домов. Погулял по деревне, поглядел на быт коренных народностей севера. Интересны историчные орудия труда типа деревянных грабель, которые у нас все-таки чаще можно встретить в музеях. Удалось купить немного вяленого муксуна, но рыбу на каждом шагу не продают. Таких как мы покупателей не очень много. Оставив местным хантам частично сломанные спиннинги, погрузились в моторку. Цены значительно выросли, с нас взяли по 2500 руб. с человека до Мужей на одной казанке. До Усть-Войкара ехали менее часа, остановились там зайти в магазин. В магазине купили водки, корюшку в томатном соуче и галет (хлеба не завезли). Спасибо продавщице, что она открыла нам магазин, поскольку по расписанию у него был перерыв. С водкой дорога стала веселей, и не заметили, как прибыли в Мужи (около 18-30).
Приготовление завтрака на Нюрмохоте |
Хант Саша-Прокопыч |
Главная улица Вершины-Войкар |
Магазин "Заготпункт" в Усть-Войкаре |
Ассортимент "Заготпункта" |
Плывем с ветерком |
В Мужах пляж около причала, на который мы выгружались, был полностью засыпан битым стеклом и другими продуктами жизнедеятельности. Правда, в отличие от Шурышкар, тут не было песка и коровьих лепешек. Вице-адмирал порезал себе сапог, но все же прямо на пляже устроили перекус. И это было удачное решение, что не отправились сразу в Мужи искать жилье. Оказалось, что можно переночевать в зале ожидания на дебаркадере за символическую плату 1000 руб. со всех. Главный там шкипер, который выдал нам ключ от помещения. Бросив на дебаркадере рюкзаки мы отправились гулять по Мужам. Посетили два музея. Один - историко-краеведческий около памятника Ленину - в основном был посвящен хантским быту и обычаям. Экскурсовод долго объяснял нам эти обычаи. Например, женщине нужно содержать дом в чистоте, нельзя разбрасывать и наступать на вещи, нельзя залезать на крышу. Рожать нужно в чистой избе или юрте, а не там, где живешь. У хантских мужчин и женщин разная одежда, нет одежды унисекс. Например, шнурки на мужской обуви прямые, а на женской - переплетеные. Второй музей - Коми-изба. Он уже был закрыт, но директор историко-краеведческого музея позвонила директору второго, и нам открыли. Во Коми-избе был показан быт коми-переселенцев. Девушки померили теплый тулуп - малицу, в нем было очень жарко.
Непривычно, что в Мужах на каждом углу были магазины,
работающие с 10 до 24 часов. Мы купили очень хорошего хлеба, масла, овощных консервов, мандаринов. Адмирал с Мариной решили протестировать местную гостиницу "Уют". Конечно, цена за номер "полулюкс" 2100 руб. с человека выглядела несколько завышенной. Номер представлял собой комнатку с двумя койками и санузлом, огороженном в углу. Хотя после тундры и такой санузел с горячей водой выглядел весьма комфортно. Остальные преимущества гостиницы выяснить не удалось, поскольку Адмирал с Мариной спали до утра мертвым сном. Мы замечательно поужинали на дебаркадере печеным окунем с хлебом с маслом и солеными огурчиками. Легли на ковриках, спали достаточно хорошо. Главным минусом этого пристанища было отсутствие санузла на дебаркадере, умываться приходилось газированной водой, а туалет с двумя кабинками системы "очко"на берегу около причала был малопрезентабелен. Хорошо, что добрые люди выломали в одной из кабинок дверь, и туда можно было зайти. Соседняя кабинка с исправной дверью была малопосещаемой. Наверное, он использовался людьми с сильным насморком и в зимнее время. Также в Мужах были обнаружены сауна, парикмахерская, солярий и другие обычные для нас заведения. В поселке построена огромная школа и интернат, три детских сада - "Олененок", "Буратино" и "Аленушка" (недостроенный). Улицы из бетона, на главной улице достаточно оживленное движение. Помпезное здание Администрации и Думы увешано камерами наблюдения как новогодняя елка. Место у пристани используется местной молодежью как тусовочное место. Шкипер пожаловался, что молодежь норовит тусоваться на дебаркадере, приходится их прогонять. Но спали хорошо, впервые на абсолютно ровной поверхности, и ничто нас не беспокоило до утра. Также в Мужах две больших GSM мачты, работает мобильная всязь, сигнал идеальный.
Мужи, дом с красной крышей - администрация |
Живописный пляж около причала |
В историко-краеведческом музее |
Коми-изба |
Примеряем малицу в коми-избе |
Вид на бараки с собакой и дорожным знаком |
13 августа. Мужи - Салехард
В 7 утра на пристань начали прибывать местные жители с сумками и тележками в огромном количестве. Мы начали опасаться, влезем ли мы в ракету, которая по расписанию должна была в 10 часов, Это не помешало нам перехватить по бутерброду, попить горячего чая, спокойно собраться. К счастью выяснилось, что эта толпа хдала параходика до Овгорта. На ракету мы уже стояли в очереди в первых рядах, но места в ней оказалось достаточно. Хотя пришлось размещаться в кормовом отсеке, где сильно трясло. Билеты стоили 523 руб./чел., место багажа - 220 руб.По сравнению с моторкой это было очень дешево. Вообще на ракете ехать приятно, скорость 65 км/ч, мимо проносятся малопригодные для стоянок берега. В Салехард прибыли в 13-45, шел дождь. Пока стояли на площади около новой пристани речного порта (в 200 м ниже старой) и искали такси обнаружилось, что на дебаркадере открылась гостиница со стоимостью проживания 800 руб./сут. Адмирал поселился в шкиперской с холодильником и телевизором. Сняли минивэн, поехали на нем в кассы, которые теперь есть в Салехарде. Там купили бешено дорогие билеты на "фирменный" поезд за 9400 руб. (300 руб. наценки). Причем, билеты на самолет стоили 5600 руб., но билеты были только на октябрь. До октября ждать никто не хотел. После этого пошли в Музей им. Шимановского со знаменитым скелетом мамонта. Скелет мамонта там действительно был, хотя и на каком-то ремонте. Из-за это посмотреть на него можно было только со второго этажа. Остальная экспозиция, на наш взгляд, не очень соответствовала роскошному зданию, хотя посмотрели ее с интересом. Нашли там чечела нашего хорошего знакомого - тулеса обыкновенного, полярную крачку, а также чучело овцебыка. Также были представлены разнообразные одежды северных народов. Но рыбы в экспозиции почему-то не было совсем.
Напротив музея расположен рынок "Дары Ямала", где закупили копченого муксуна за 600 руб./кг, колбасу из оленины и прочую экзотику. Помидоры розовые там были по 120 руб., что в общем не дороже московских цен. Плотно перекусив на дебаркадере, посетили Баню № 1, расположенную в 5-ти минутах хотьбы рядом с церковью. Отличная баня, хотя, конечно, с походной не сравнить. Баня стоила 100 руб., веник - 120 руб. Около бани оказалось несколько магазинов, где мы закупились всем необходимым, после чего еще погуляли по городу. Потрясла воображение пешеходная улица, выможенная плиткой, которая вела к приемной Неелова. Широкая пешеходная улица с претензией, с лавочками и клумбами, в которые насыпали почву, но забыли что-нибудь посадить, была абсолютно пустынна в теплый пятничный вечер. Любопытно было сочетание зданий барачного типа с вычурными строениями новой власти. Но ночь еще поели-попили, прогулялись к декоративной Обдорской крепости и легли спать.
Наша гостиница |
Изучаем экспонаты |
Знаменитый скелет мамонта |
14 августа. Лабытнанги. Поезд
В 7-30 успешно погрузились в такси и поехали на вокзал. Поезд был в 10-25. Приехали за час до отправления. Надо сказать, что переправа через Обь вносит фактор неопределенности, поэтому лучше выезжать заранее. Такси стоило 2000 руб., из которых 480 руб. стоила переправа (240 руб. в одну сторону). Желающие сэкономить могут доехать до переправы, перегрузиться и ехать от переправы до вокзала. С человека переправа стоит 20 рублей. В пустынном поезде народа было совсем немного, соседний вагон был вообще пустой. В нашем вагоне кроме нас ехала еще компания катамаранщиков из Ярославля. Они пытались забросится до Пятиречья, но у них сломался вездеход, и они добрались только до Двуречья. Так как они ехали двумя вездеходами, а второй вездеход повез компанию из Калуги на Лагорту, то они хотели дождаться второго вездехода и на нем доехать до Пятиречья. Но он никак не возвращался. Неудивительно, ведь это был тот самый вездеход, который мы видели на Малой Лагорте, водитель которого с тяжелым алкогольным отравлением двое суток не мог никуда поехать. Причем неизвестно, быстро ли он куда-нибудь доехал после того, как мы выручили его с опохмелом. Как бы то ни было, ярославцы прождали вездеход двое суток, не дождались и сократили маршрут, просто сплавившись по Хараматалоу и Соби. Вот такие бывают забавные совпадения.
Опять овцебык |
Баня №1 Салехарда |
Знак "Полярный круг" |
Наше такси на пароме |
15-16 августа. Поезд. Москва
В поезде долго пытались понять, за что же берут лишние 3 тыс. руб. за фирменность, но так и не поняли. Вагоны были под списание и ничего сверх того, что было в обычном не фирменном поезде. Правда были пока еще фирменные подстаканники "РЖД", но не было даже стандартных занавесок с названием фирменного поезда, не говоря уже о вагонах повышенной комфортности, фарфоровых чашках с блюдцами и заварочным чайником с логотипом "РЖД" (которые были в фирменном поезде "Ямал"). Правда проводница у нас в вагоне была приветливая, Валера всю дорогу играл с ней в шашки. Самое обидное, что, как выяснилось, можно было не платить за билет, а ехать за полцены, договорившись на месте. Поезд так и ехал до Москвы практически пустой, половина вагонов на станциях даже не открывались. Но у нас билеты уже были, и мы смирились с потерями. Дальше путь был стандартным - картошечка с помидорчиками и огурчиками в Котласе, вологодское мороженное. Из-за волоков мы не взяли ничего с собой почитать, а единственный книжный был в Печоре. Страшно посмотреть, что продают в киосках на вокзалах. Но несмотря на все это мы благополучно доехали до Москвы, к нашему приезду дыма почти не было. Самое интересное мы пропустили. Правда сразу по приезду нам повезло, мы наблюдали как сгорело двухэтажное здание прямо у перрона Ленинградского вокзала. Приехала туча пожарных машин, бегали пожарные с пожарными рукавами, языки пламени 20 метров высотой. Мы побежали посмотреть поближе на пожар, в итоге смотрели с перрона с 25 метров, но остальные совершенно не проявляли интереса к пожару. Видать, привыкли. Так закончилось наше путешествие.